Криптовалютам расписали оборот

Минфин доработал законопроект о майнинге и обращении цифровых активов

Доработанный Минфином законопроект о регулировании оборота цифровых валют в России содержит подробную нормативную базу и впервые детально затрагивает майнинг. Вводится понятие профессиональных и непрофессиональных приобретателей, а также обязательство тестирования. Эксперты считают, что документ открывает новые возможности для майнеров, которые нуждаются в выходе из серой зоны. Однако инвесторов он, напротив, может «загнать на черный рынок», а требования к операторам торгов выглядят чрезмерными.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказалась актуальная версия законопроекта Минфина «О цифровой валюте», описывающего правила торговли и майнинга для таких активов. Подлинность документа подтвердили два источника “Ъ”, близких к отрасли. В Минфине оперативно не предоставили комментарий.

Документ закрепляет связанную с цифровой валютой терминологию, нормативную правовую базу для ее обращения и выпуска и ряд других аспектов. Он вводит большое количество требований по идентификации, учету и сертифицированию, однако, как отмечают опрошенные эксперты, операций с криптовалютой вне объектов российской информационной инфраструктуры эти требования не коснутся.

Согласно проекту закона, цифровая валюта может быть принята «в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ», а также в качестве инвестиций, при этом в отношении нее должно отсутствовать обязанное лицо.

Трактование последнего аспекта, по словам СЕО InDeFi Smart Bank Сергея Менделеева, вызывает вопросы: так, например, на сайте Tether указано, что у него нет обязанного лица, однако российские правоприменители считают, что им является Tether LTD.

Организовывать оборот виртуальных валют смогут оператор обмена (с капиталом не менее 30 млн руб.) и оператор цифровой торговой платформы (не менее 100 млн руб.). Первый будет осуществлять куплю-продажу цифровой валюты «от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен», а второй — проводить организованные торги.

Законопроект закрепляет достаточно жесткие требования к обоим операторам.

Например, создание отдельного структурного подразделения, составление годовых отчетностей, требования к органам управления, требования к внутреннему контролю и аудиту и другие. Операторы должны войти в специализированный реестр, определяться как субъекты ПОД/ФТ, а их деятельность будет лицензировать и контролировать уполномоченный орган, который определит российское правительство. Также им придется вести реестры владельцев цифровых валют, а также хранить и ежедневно создавать резервную копию информации по торгам. Юрист в сфере блокчейн Михаил Успенский считает требования для операторов «крайне завышенными», выполнить их будет «под силу только крупнейшим кредитно-финансовым организациям страны».

На роль обоих операторов могут претендовать только российские юрлица. Иностранные криптобиржи, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в РФ, должны создать хозяйственное общество.

Как считает финансовый директор и руководитель департамента торговых операций ICB Fund Чэнь Лиминь, вероятным кандидатом на приземление в России может стать биржа Binance, если «очередные санкции прямо не запретят ей работу со страной в целом». Вместе с тем, как указывает управляющий партнер юридической фирмы GMT Legal Андрей Тугарин, согласно проекту закона россиянам не запрещается регистрироваться на иностранных биржах и пользоваться их услугами.

Продавать или покупать цифровые валюты без прохождения идентификации будет невозможно. Заводить и выводить фиатные валюты оператору можно будет только через банки с помощью банковского счета.

Таким образом, по мнению авторов документа, и те и другие будут проводить идентификацию клиентов при их приеме на обслуживание, а также проводить комплаенс-процедуры и сообщать Росфинмониторингу о подозрительных операциях.

Еще один закрепляемый термин — «электронный кошелек цифровых валют», они должны будут проходить обязательную сертификацию. На сертификацию кошельков «вряд ли кто-то пойдет, если только эта сертификация не будет выдаваться при создании кошелька на популярных ресурсах», считает Чэнь Лиминь.

Михаил Успенский подчеркнул, что речь идет только о кошельках в рамках российской криптоинфраструктуры.

Наконец, в законопроекте впервые подробно рассматривается процесс майнинга, который смогут осуществлять юрлица и ИП после включения в соответствующий реестр.

ЦОДы могут быть предоставлены в пользование для майнинга, если его собственником является российское юрлицо. Налогообложение будет установлено отдельно. Господин Успенский считает ведение реестра майнеров наиболее удобным и быстрым способом для государства «как-то взять эту сферу под контроль».

Андрей Тугарин констатировал, что в РФ выбран путь легализации криптовалюты и ее оборота. Эксперт считает Россию привлекательной юрисдикцией для майнинга из-за дешевого электричества, а дополнительная легализация статуса, по его мнению, увеличит спрос на эту деятельность. Финансовый директор крупнейшего майнинг-пула в Восточной Европе EMCD Станислав Акулинкин считает, что не все российские майнеры поспешат зарегистрироваться в реестре, но инициатива будет способствовать появлению новых крупных игроков на крипторынке и сделает возможным кратное увеличение инвестиций в отрасль.

Однако, по мнению господина Менделеева, «разрешительный» проект Минфина ничем не отличается от «запретительного» проекта Центробанка — «никто не будет выполнять заложенные в нем формулировки, люди уйдут либо на черный рынок, либо в DEX (децентрализованные биржи.— “Ъ”), либо на западные биржи». Чэнь Лиминь согласился, что предложенным проектом «совершенно невозможно» сократить объем серого рынка.

Ксения Куликова

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...